1 |
Военно-историческая страницаНа этой странице будут располагаться материалы по военной истории. Сейчас здесь Вы можете ознакомиться со статьёй Михаила Урбановича "Судьба Т-64", взятой с Броне-сайта. Если у Вас есть интересный материал для этой страницы присылайте. Подробности на Главной странице. Страница 1 Страница 2 Страница 3 Страница 4
Об авторе: Урбанович Михаил Леонардович
Подполковник морской
пехоты в запасе. Окончил Владимирскую танковую
учебку в 1972 г., ХгвТКУ им. ВС УССР в 1978 г. и ВА БТВ
в 1998 г. Более 5 лет прослужил в морской пехоте
комбатом тб, три года был НШ тб в ТуркВО,
командовал тв и тр в ГСВГ с 1978 по 1983г. Судьба
Т-64 во всех его модификациях представляется мне
весьма драматичной. Наверное это справедливо для
всех “первопроходцев”. В нашей стране (тут я не
разделяю СССР и современную Россию) в деле
оснащения Вооруженных Сил БТТ существовал и
существует разрыв между прекрасными
конструкторскими решениями, рожденными в недрах
КБ и практическим освоением, созданных и
принятых на вооружение творений в металле… В ВПК СССР, несмотря на все
идеологические измышления существовала и
существует ныне жестокая конкуренция между
заводами и их КБ, разрабатывающими и
производящими БТТ. Мне посчастливилось в 1972 г.
поступить в Харьковское гвардейское Танковое
Командное училище им. ВС УССР. До сих пор я помню
башенный номер Т-34, который стоял на пьедестале у
КПП - №33, как помню башенный номер своего первого
Т-64А, который принял я будучи на должности
командира танкового взвода в ГСВГ в 16гв. тд 2ТА.
Это номер – 111. В конце 80-х бронетанковые
войска СССР переживали сложный период своей
истории. Выпускаемый Харьковской
пром. Т-64 бесспорно превосходил по своим боевым
качествам имеющиеся на вооружении образцы. Но… Результат боя
предусматривает только одного победителя. При
этом жесткая статистика войны не принимает во
внимание сантиметры, миллиметры, километры и
килограммы, преимуществ в ТТХ… Победителем
выходит тот, кто победил. Для того, чтобы наши танкисты
смогли реально противостоять противнику – мало
поставить им в боксы наисовременнейшие танки. Наверное, то, что я попытаюсь
изложить ниже, относится ко всем периодам
истории БТВ и этапам их совершенствования в
плане оснащения войск новыми образцами танков.
Но, тем не менее, о своей любимой
шестьдесятчетверке мне хочется сказать особо,
персонально. В период 1970-80 гг. наиболее
прогрессивными офицерами в танковых войсках
считались выпускники Харьковского и Омского
училищ. Не удивительно, ведь одни были прямыми
последователями Т-64, другие – Т-80. Однако в
войсках именно выпускники этих училищ наиболее
быстро находили между собой общий язык,
сближались, дружили семьями… Почему? Объединяла
их всех башня и вооружение Т-64 и Т-80. Посудите
сами. Семьдесятдвоешники противопоставляли
шестьдесятчетверошникам два аргумента: АЗ
против МЗ и двигатель В-46-6 против 5ТДФ, резерв
обоих команд – ходовая часть. Ведь боеприпасы и
пушка были одинаковыми от Т-64 до Т-90. В конце 70-х, начале 80-х в ГСВГ
(основной бронекулак СССР) началось тотальное
перевооружение с Т-55/62 на Т-64. Мне выпало быть
непосредственным участником этих
преобразований, занимая должности командира
танкового взвода и роты. Я хорошо помню этот сложный
период, полный драматизма, исканий и свершений
(не боюсь этих высокопарных слов). Когда на уровне
ЦК и МО были приняты и согласованы
соответствующие решения в части и соединения
были направлены директивные документы,
определяющие порядок получения, постановки на
хранения и освоения новой техники. В масштабах ГСВГ, также
танковых (1ТА,2ТА,3ТА) и общевойсковых армий (8А и
20А) мероприятия по перевооружению были
спланированы так, чтобы боеготовность танковых
подразделений и частей пострадала в наименьшей
степени. ГСВГ предполагалось в течение 1-2 лет
перевооружить на современные танки, т.е. Т-64 - Т-80. Теперь представьте себе
танковый полк танковой дивизии, оснащенный Т-62.
Перевооружение предусматривало два основных
этапа: сдача Т-62 и получение Т-64. К чести ГУ БТВ,
которое все-таки успело проанализировать
ситуацию и принять соответствующие меры по
направлению в войска ГСВГ выпускников училищ, в
которых основным профильным танком был Т-64 или
Т-80. Выбор был, как я уже упоминал
выше, невелик – два училища. Конечно же, в других
училищах тоже были современные танки, но Т-64 и Т-80
стояли в боксах, как музейные экспонаты или же
ввиду недостаточного количества машин для
организации полномасштабного учебного процесса
– некоторым выпускникам посчастливилось
сделать несколько выстрелов и провести
несколько километров за рычагами современных
машин... Учитывая сложившуюся обстановку с
кадрами, несколько выпусков Хгв.ТКУ были почти
полностью направлены для прохождения службы в
ГСВГ. Харьковчане оказались в
сложном положении, особенно на первых порах,
когда во вверенном подразделении была старая,
отработавшая более 19 лет техника и коллеги по
службе, которые знали, что не сегодня-завтра
придется осваивать новые танки, которых они не
просто не знали, а заочно не любили… Современные
танки Т-64, еще не поступив в войска уже стояли
поперек горла многим командирам
взводного-батальонного звена – т.е. командирам
основным боевых подразделений… Как мог пережить, например,
командир взвода, награжденный орденом Красной
Звезды ситуацию, когда, проснувшись утром он
превращается из непререкаемого авторитета в
безграмотного неуча, не умеющего ни стрелять, ни
водить, ни обучать подчиненных… В один из таких
полков нас прибыло в 1978 г. – шесть
лейтенантов-выпускников ХгвТКУ. Я не хочу ни в коей мере
принизить роль и место других ВУЗов страны этого
профиля, но, между выпускниками ХгвТКУ
действовали совершенно особые, неписанные
законы, которые делали равными и лейтенанта и
генерала. Много позже, представляясь различным
командирам и командующим намного превосходившим
меня и возрастом и танковым стажем, как только
начальник оказывался выпускником ХгвТКУ, второй
его вопрос был – “какой роты?” и пошло и пошло…
И седовласый генерал доставал из сокровенного
сейфа коньяк и мы чуть не на брудершафт
опрокидывали по рюмочке за родное училище… Да, но и спрос с нас был
конечно особый. Самым жестоким укором для нас
были слова старшего командира-выпускника нашего
училища: “а еще харьковчане!”. Честное слово,
готовы были сквозь землю провалиться и искупить
свою оплошность любой ценою! Так вот первый этап
перевооружения состоял именно в том, чтобы сдать
старую технику. Разве этому учат в училищах? А
напрасно, наука не из простых… Как можно сдать
то, что только на треть пригодно к эксплуатации,
да и еще целым полком! Но и тут
молодцы-харьковчане не подвели. Без сна и отдыха
восстанавливали, насколько можно было,
передаваемую боевую технику, засыпая на короткое
время с одной мыслью: скоро, скоро увидим родные
шестьдесятчетверки! Вот, наконец, последний
эшелон погружен на платформы и мы с облегчением
помахали вслед ему рукой. Зампотех полка,
прекрасный инженер, душа-человек, майор Владимир
Рыльцов, посадил нас на ЗИЛ-130, на котором еще час
назад привозил запчасти приемщикам, и мы
отвалили в полк. По танковому харьковскому
обычаю грянули “по полю танки грохотали” прямо
в кузове. Зампотех высунулся из окна кабины и
тоже подпевал… Когда автомобиль проходил КПП
части, дежурный прапорщик не отнимая руки от
головного убора тоже подхватил танковый гимн.
Так, прямой наводкой мы и прибыли на склад АБТИ –
вотчину зампотеха танкового полка. А там,
оказывается уже и стол накрыт, и спирт готов и
закуска нехитрая. Ну, как водится, за успешную
сдачу подняли кружки, выпили, закусили, “три
танкиста” спели… Никто и не подозревал, что
спать нам в эту ночь не придется… |
Доска объявлений.Не пропустите!
|
|||
Корнев С.Г. 2004 |