Полезная информация для моделистов, коллекционеров и любителей военной истории. Полезная информация для моделистов, коллекционеров и любителей военной истории.

Fotoarmor@yandex.ru

Фотоальбом.

История.

Моделизм.

Каталог.

Автомобили.

Фотоистория.

Каптёрка.

Форум.

Военно-историческая страница

Страница 1 Страница 2 Страница 3 Страница 4

 

Пришлось запастись терпением и тренировать ребят упорно, добиваясь не просто автоматических, а именно осознанных действий. Только потом, убедившись, что наш танковый народ освоился с ревущим и вращающимся конвейером - я разрешил увеличивать темп и начал засекать время. Примерно после 25-30 грамотно организованных тренировок танкисты могли выступать на соревнованиях между собой.

В релейную схему блока управления МЗ (а я ее изучил хорошо) были заложены определенные алгоритмы работы с МЗ. Однако описание работы с органами управления МЗ в заводской документации желала оставлять лучшего в плане разрешения конфликтных ситуаций, описания возможных неисправностей и т.п. Например, управлял выбором типа боеприпаса электромеханический визуальный указатель (ВУ), получавший сигнал от кнопки на пульте управления наводчика орудия. Конвейер начинал вращаться до тех пор, пока не будет найдена соответствующая метка на визуальном указателе. Но находящаяся на ВУ кнопка сброса типа боеприпаса не блокировалась на время вращения конвейера, что при ее нештатном нажатии приводило к механическому изгибу штоков ВУ и выводу последнего из строя.

В боевой обстановке при стрельбе к нажатию на эту кнопку могло привести что угодно: падение осколка брони, любого небольшого предмета и т.д. Приходилось в классе на макете МЗ детально разбирать с танкистами все возможные нюансы при работе МЗ. И все-таки мы его любили.

Первая же стрельба штатным боеприпасов выявила еще одну проблему, которая оказалась результатом нашей командирской недоработки. Многие старшие начальники тогда считали, что доскональное “до винтика” знание бойцами своей боевой техники – дело нерентабельное и излишнее. Мол, научились рычаги и кнопки нажимать, вроде бы как и хватит. Первая же боевая стрельба жестоко наказала нас за это промах.

Обученные и подготовленные (на наш взгляд) танкисты, которые на ТСТ показывали чудеса по скорости загрузки боеприпасов в конвейер и неплохо знали МЗ, вдруг стали перекрывать нормативы в … обратную сторону… Я не поверил своим глазам. Если танкист на тренировке уверенно хватал учебный снаряд и боевой заряд и с завязанными глазами мог правильно уложить элементы артвыстрела в лоток конвейера, то теперь, когда артвыстрел был не учебным, а настоящим, боевым – у бойцов дрожали руки… Мы не рассказали досконально об устройстве взрывателя снаряда… Какие есть степени предохранения и как они работают!

Пришлось исправлять ошибку по ходу действия. Некоторые командиры в таких ситуациях срываются и начинают ругать и корить своих солдат. А корить-то нужно было самих себя! Упустили, казалось, незначительный фрагмент, а практически сделали не боеготовым целое подразделение и именно в самый ответственный момент. Для меня это был горький урок на всю жизнь! Я понял одно – в танке, тем более в современном, мелочей не бывает. Несмотря на явное упущение, на этой стрельбе, командирам все-таки удалось взять ситуацию под контроль, наладить привычный ритм работы, не допуская нервотрепки и суеты. Результат – твердая “хорошая оценка” за стрельбу для роты.

Это была победа! Да еще какая. Ее ковали день и ночь все ротой от командира до старшины, не считаясь с личным временем, не обращая внимание на усталость и травмы, отдавая все одной цели – освоить свое грозное оружие и показать, что молодые солдаты – тоже солдаты, да еще какие. Заметно было, как переменилось отношение бойцов к боевой технике, стоящей на хранении в парке. С какой любовью, буквально “облизывали” они свои танки!

Особо хотелось бы сказать о взаимоотношениях танкистов, которые в результате некачественной подготовки личного состава в учебных подразделениях, приобретали различные оттенки.

Первое, что хотелось бы подчеркнуть, это чрезвычайную разобщающую силу внутри экипажа, которая проводит невидимую стену между механиком-водителем и командиром танка с наводчиком орудия. Механик ревниво относится к элементам, обеспечивающим движение танка, прекрасно понимая выгоду и беспомощность своего положения. Матчасть он после учебки сам знает кое-как, а остальные члены экипажа имеют о двигателе и ходовой части весьма отдаленное представление (если вообще имеют). На этой почве возникают конфликты между командиром машины и ее механиком-водителем. Мол, ты командир – заботься о своей башне, а ко мне в отделение управления – не лезь! Можете представить себе результат при такой постановке вопроса. Это положение приходилось исправлять с первых дней поступления новых рот из учебных частей. Я, будучи командиром танковой роты, сразу забирал сержантский состав на себя и две-три недели занимался с ними отдельно, делая особый упор на знание двигателя, трансмиссии и ходовой части. Только после такой подготовки я допускал командиров танков в парк боевых машин на правах, положенных им по статусу. Приходилось изощряться, дабы остальной народ не заподозрил неладного. Проводил занятия прямо в парке, чтобы все остальные знали, что сержант, командир танка, действительно знает машину и может научить своих подчиненных. Чтобы слово не расходилось с делом, я старался поручать сержантам проведение занятий по всем вопросам, где их подготовка позволяла это делать. Тут, конечно же, и пригодился Владимирский опыт! Почувствовав доверие офицеров и заботу о командирской подготовке сержантов, наши командиры танков старались подготовиться к занятиям как можно лучше. Со временем многие из них могли отчеканивать некоторые вопросы не хуже иного капитана!

Теперь командир танка приходил в парк не наблюдателем, а руководителем. Мог поставить задачу, определенную командиром взвода или роты, составить план-задание, проверить качество проведенных работ, доложить любому старшему начальнику (хоть бы и самому генералу), какую задачу и на каком этапе выполняет экипаж. Начали всплывать многие недостатки в обеспечении занятий и обслуживания техники, но, теперь мы их выявляли и устраняли гораздо быстрее, т.к. у нас были надежные помощники.

Приходит на память примечательный случай. К началу зимнего периода обучения рота осталась без командиров взводов. Кто в командировке, кто в отпуске. Пришлось собрать сержантский состав и обсудить предстоящую первую неделю занятий. Дело не шуточное одних проверяющих целая рота понаедет. Вопросы сложные, боевая готовность, ее степени, как действовать и как бойцов этому учить. Доложил ребятам общий замысел на неделю, распределили кому, когда и какие занятия проводить, где брать материальное обеспечение, когда представить конспекты на утверждение и многое другое.

На рассвете учебная тревога. Механики в чем мать родила – бегом в парк. Одеваться в танке. Остальные члены экипажей, как верблюды тащат на себе оружие и имущество. Однако же вроде без излишней суеты, хотя волнуются ребята. Тревога всегда волнует, даже если знаешь, что она учебная. Посмотрел на секундомер – время вполне приличное. Прибыл в парк. Так и подмывало подойти к боксу незаметно (ведь при реальной боевой тревоге танкисты офицеров ждать не будут!), посмотреть со стороны, как без офицера наше войско работает.

             Продолжение.....

Доска объявлений.

  Rambler's Top100

 

Яндекс цитирования

     

Корнев С.Г. 2004

Hosted by uCoz