Полезная информация для моделистов, коллекционеров и любителей военной истории. Полезная информация для моделистов, коллекционеров и любителей военной истории.

Fotoarmor@yandex.ru

Фотоальбом.

История.

Моделизм.

Автомобили.

Фотоистория.

Каптёрка.

Каталог.

Военно-историческая страница

Страница 1 Страница 2 Страница 3 Страница 4

 

На рассвете, около 4.00 утра дежурный по части нас разыскал и передал приказ комполка: принять эшелон Т-64, разгрузить и в парк привести танки. Кроме нас шестерых на Т-64 даже двигатель никто не смог бы запустить. Не мешкая поднялись, на дежурную машину и на станцию погрузки… Честно говоря, никто из нас в то время не имел практики в вождении танка по платформе. Поэтому волновались здорово. Знали, что машина “прыгучая”, но одно дело на танкодроме или на тактическом поле, а тут немецкая платформа…

В полк к этому времени перевели нескольких механиков-водителей, служивших на Т-64. У нас в роте был один сибиряк, Шубин – ас, а не механик. От бога механик, он машину изнутри чуял, чего она просит и как себя чувствует. Танки запакованы по-заводскому. Деревянный каркас, обшитый специальной бумагой, все органы управления опломбированы. Ребятя спрашивают, что с пломбами делать? Пломба, она же, как магическая была – не тронь! Срывать, командую! А как сорвешь? Инструмент, понятно никто с собой не брал, а голыми руками заводскую пломбу с педали горного тормоза поди сорви… Побежали к водителю дежурной машины. Все, что подходило из его запасов для срыва пломб, все в ход пошло. ЗИП в новых танках трогать нельзя – ротный принять и пересчитать обязан! Ему за каждый ключ отвечать.

К полудню перегнали машины в парк части. Особисты прибежали. Велели тут же все танки в боксы поставить, чтобы сверху враг не увидел новую технику. Уже было совсем расслабиться хотели, тут комполка приехал, дает команду загрузить боеприпасы. Спрашиваю: “откуда им взяться?”, получаю ответ вроде “не твоего ума дело…”. Оказывается уже на склады все завезено! Ну, собрали весь батальон, а кроме троих лейтенантов никто не знает что такое МЗ, тем более как им пользоваться. Тут я командиру роты и говорю “товарищ старший лейтенант, разрешите я подберу толковых ребят, покажу как снаряды с зарядами наверх подавать, а за МЗ сам сяду”. Получил “добро”. Построили роту, выгрузили из автомобиля ящики с артвыстрелами. Показал, как из упаковок (укупорок) извлекать заряды. Отобрал танкистов пограмотнее, да поздоровее. Объяснил как и в какой последовательности подавать мне в башню элементы артвыстрела. Потом на грунте разложили боеприпасы по типам. Затолкать артвыстрелы в конвеер МЗ можно в любой последовательности. Но в бою, время на заряжание пушки – дороже золота. Поэтому, если при загрузке равномерно чередовать боеприпасы по типам, то и поиск (а соответственно и заряжание) их будет быстрее.

Конвеер МЗ при заряжании вращается только в одну сторону. Если загрузить сначала все бронебойные, потом все куммулятивные, потом все осколочные, то, выбрав на заряжание любой тип будешь ждать, пока конвеер прокрутит все и доберется до нужного… А для эффективной стрельбы вероятность нахождения боеприпаса в конвеере должна быть одинаковой! Вот и думай танкист, как тебе быть… Пришлось повозиться. Соседи попроще проблему решили: вали в конвеер, что под руку попадется. А тут ведь интересная штука выходит. Ты сам при загрузке боеприпасов программируешь свои возможности в бою. Что такое на 1-2 секунды опередить противника – наверняка поразить его первым! Простая и обыденная для танкиста работа по загрузке снарядов в танк имеет массу тонкостей, которые командир сам обязан знать, и экипажи свои научить, да не просто по-обезьяньи копировать движения, а чтобы со знанием дела, танкист подходил к любой работе по подготовке машины к бою.

Так вот и загрузил я 280 снарядов в 10 конвееров. На третьей машине нормативы по загрузке боеприпасов по времени перекрывались уже в несколько раз (пока только мною).

На следующий день полк перешел в режим освоения новой техники. По всем правилам на это отводился практически целый учебный период (около полугода). К сожалению, многие начальники недопонимали важности “переходного периода”. Приходилось иногда жертвовать занятиями в классе для проведения различного рода работ. Тоже ведь надо было и новые комплекты ЗИП и боеприпасы принимать и перегружать на склады. Планировать такого рода мероприятия тогда было не принято. Хотя учесть затраты времени на них и своевременно корректировать учебные планы никто не мешал.

Бойцы с интересом слушали в классах наши уроки. Дивились, как много нового и удобного сделано в Т-64. Конечно же тогда мало кто понимал сколько еще придется попотеть, сколько угробить учебных машин, чтобы научить, хотя бы один призыв воевать на Т-64!

Офицеры шестьдесятдвоечники делились на две категории. Одна – которым до замены из ГСВГ оставалось немного, плевать хотели на новый танк и думали, что удастся освоить все с ходу. Другие, которым 2-3 года светило служить на этих танках, тоже делились на две категории: те которые не стеснялись и жадно изучали новую машину, другие, которые не могли преодолеть психологический барьер и сами невольно заносили себя в списки неспособных… Бойцы, конечно же, как и дети, мгновенно различали все категории и стремились освоить все на наивысшем уровне, чтобы при случае утереть нос своему командиру.

Нельзя без улыбки вспомнить, как солдаты буквально затаскивали ленивого или зазнавшегося командира в класс и засыпали вопросами (которые они уже изучили, и на которые офицер ответить правильно не мог) по одной только гусеничной ленте (по одному траку новшеств было – пруд пруди!).

Начались первые учебные стрельбы и вождения. Харьковчанам было не до сна, т.к. мы должны были присутствовать и там и там круглосуточно. Учить, учить и ремонтировать свороченные рычаги подачи и лотки МЗ, менять перегретые двигатели, выверять прицелы и т.д.

Как раз в это период начались перемещения в командном составе ГСВГ. Ушел на заслуженный отдых любимый нами генерал Ивановский, ушел командарм Петров. Для решения проблем дедовщины на нас поставили эксперимент по комплектованию танковых рот бойцами одного призыва. Вот тут и началось самое интересное. В один из дней командир оставался без подчиненных, а буквально через сутки-двое получал танкистов из знаменитой Альтенграббовской учебки. Я плохо понимал, что происходит. Для меня, офицера, прошедшего все два года солдатской службы, окончившего с отличием Владимирскую танковую учебку было непонятно, как можно до такой степени развалить танковые войска!

В 1972 г., когда мне посчастливилось попасть в учебную дивизию МВО, некоторыми подразделениями еще командовали фронтовики. Моим рассказам не верят даже офицеры более позднего поколения. Я со слезами вспоминаю полгода учебы во Владимире, где я и принял решения стать офицером, и откуда я вынес все лучшее, что передавали нам офицеры и сержанты. Всю службу я организовывал учебный процесс у себя в подразделении по схеме Владимирской танковой учебки. И ни разу об этом не пожалел! Посудите сами. На каждого курсанта в особом железном шкафу лежал его комплект литературы, около 7 книг по устройству, эксплуатации и ремонту танка!

Сержантский состав, который тщательно подбирался командиром части проходил такую подготовку, что офицер мог действительно заниматься руководством сержантами и заботой о личном составе. Пример нашего учебного взвода особенно показателен т.к. наш комвзвода в мае поступил в ВА БТВ (должность комвзвода в учебной части - капитанская) и мы до выпуска занимались под руководством сержантов! Командиру части даже в голову не приходило кого-то к нам приставлять. Не было нужды. Ребята были по нынешним меркам – профи! Даже на вопрос с подковыркой, мл. сержант отвечал достойно, грамотно, со знанием дела!

При всем при этом в части шло строительство нового учебного корпуса. Но никому из командиров в голову не приходило тратить на это учебное время! Каждый день назначалась команда (поочереди от каждой роты) человек, примерно 40-50, которые после занятий с огромным удовольствием шли на стройку. Работали два-три часа. Все шло по плану. Если взвод опаздывал на занятия на 3мин., командир взвода получал трое суток ареста!

Через 4 мес в танке не было болта, назначения которого мы не знали бы! Выпускной экзамен принимал в нашем взводе зам.нач БТС МВО! Это во взводе, который весь период был без офицера! Оценку он вывел своей рукой – “хорошо”…

Теперь каждый поймет справедливое мое возмущение, когда опрашивая молодое пополнение из учебки для передовых частей ГСВГ я выяснял, что большая часть механиков имеет практический навод около 70км в среднем (это вместо положенных 260), а некоторые вообще не умеют запускать подогреватели… Были случаи, когда наводчики орудия не умели приводить оружие танка в боевое положение и попросту грамотно стрелять, хотя бы в небо! Практически ни один командир танка, закончивший учебку, не имел понятия о выверке прицельных приспособлений, не знал элементарщины по военной топографии, не умел не только водить танк, но и запускать двигатель! Я уже не говорю о хотя бы знании теоретически, правил эксплуатации вверенной ему техники… Честно сказать, приуныли мы тогда. Однако не принято у танкистов долго горевать. В конце концов – все в наших руках!

Конечно же мне было намного легче, чем моим товарищам, офицерам однокашникам харьковчанам, на плечи которых легла вся тяжесть приведения “молодых подразделений” в боеготовное состояние. Я не припомню случая, чтобы кто-нибудь из нас, командиров, или наших подчиненных роптал или сдавался перед трудностями, хотя на тернистом пути освоения Т-64 было из немало…

Принципиальным новшеством в устройстве боевого отделения танка по сравнению с предшественниками шестьдесятчетверки было наличие механизма заряжания. Это злополучное устройство ставило многочисленные барьеры на пути освоения машины, так, как требовало особого внимания и до автоматизма наработанных навыков в обращении сним.

Может быть это мое личное мнение ошибочно, и не все с ним согласятся, но я сразу сделал для себя вывод: пока мы не освоим МЗ – хороших результатов от стрельбы боевыми снарядами не жди.

На каждой танкострелковой тренировке, при ее планировании мы, как обязательный элемент включали загрузку трех артвыстрелов в конвеер. Сначала, конечно пришлось на личном примере показать, что загрузить эти три боеприпаса в танк за “отличное время” – не такая уж проблема. В те времена я свобоно влетал в командирский люк (стоя в положенных 4-5м за танком) примерно за четыре секунды. Загрузка трех артвыстрелов в конвеер у меня занимала примерно около минуты. Когда я все это показал, сначала в боевом темпе, а потом медленно по элементам, сразу нашлось достаточно охотников побить “лейтенантский рекорд”. Тут нельзя было допустить спешки, так, как МЗ не прощал ошибок. Он мог искарежить сам себя и искалечить человека, если последний не имеет определенных навыков в работе с ним.

             Продолжение.....

Доска объявлений.

 

 

  Rambler's Top100

 

Яндекс цитирования

 

     

Корнев С.Г. 2004

Hosted by uCoz