Россия. Весна.4 марта 1943
года под ударами превосходящих
сил противника войска левого крыла Воронежского
фронта и шестой армии
Юго-Западного фронта были вынуждены оставить
Харьков и отойти на рубеж Краснополье, Берёзов,
Белгород и реки Северский Донец. Однако план по
окружению и уничтожению советских войск в районе Харькова и
овладению стратегической инициативой немецкому
командованию выполнить не удалось. Операция
проводилась войсками левого
крыла Воронежского фронта и шестой армии
Юго-Западного фронта. В
ходе операции было дополнительно введено
управление 21-й армии, шесть дивизий, один
танковый корпус. Харьковская оборонительная
операция проводилась с 4 по 25 марта1943 года. Ширина
фронта боевых действий составляла 200 - 240
километров. В ходе операции советским войскам
пришлось отойти на 100 - 150 километров. Харьков был
снова освобождён только в ходе операции
"Румянцев" (Белгородско-Харьковской
стратегической наступательной операции) -
завершающей операции Курской битвы. 26 мая 1938 года машину приняли к серийному производству под названием KdF - Wagen (Kraft durch Freude - сила через радость). Машины имели кузова двух типов: кабриолет и седан, но кабриолет в серию не пошёл. Все машины окрашивались тусклой серо-синей краской, в дальнейшем появились лакированные машины чёрного цвета с хромированными деталями. 1 сентября
1939 года, с началом боевых действий, выпуск
гражданских автомобилей был полностью
прекращён. Для нужд армии требовалась лёгкая,
надёжная машина с
хорошей проходимостью, упрощённым
кузовом дешёвая в
производстве. На базе кюбельвагена было
создано множество модификаций,
включая полугусеничный вариант Тип 155 и
бутафорский танк Тип 823. Первый в серию так и не
пошёл, а второй выпускался небольшой серией,
причём он мог использоваться в качестве лёгкого
бронеавтомобиля, оснащённого пулемётом. В апреле 1941 года в качестве
замены мотоциклов, чья проходимость по
бездорожью оставляла желать лучшего, утвердили
амфибию Порше, получившую обозначение Typ 166 (le. Pkw. -K2s) Schwimmwagen .
Уже в августе 1941 года начались дорожные
испытания новой машины. После серии успешных
испытаний летом 1942 года
начался выпуск новой амфибии. Тип 166 имел герметичный
корытообразный корпус изготовленный из
стального листа, лобовое стекло, откидывающееся
на капот, привод на все
колёса, складную брезентовою крышу. Глушитель у
машины был выведен наверх, что придавало машине
необычный вид. На плаву
движение осуществлялось с помощью
трёхлопастного винта, приводившегося в действие
цепной передачей, отбиравшей
мощность на коленвале. При движении по
суше винт, во избежании повреждений, откидывался
вверх, на крышку моторного отсека и фиксировался
в таком положении. На
швимвагене устанавливался двигатель рабочим
объёмом 131 куб. см. и мощностью 12 лошадиных сил.
Некоторые машины оснащались пулемётами.
Швимваген очень хорошо держал дорогу и по проходимости мало чем
уступал гусеничным машинам. Лишь глубокий снег и
грязь были для него труднопреодолимой преградой.
Швимваген выпускался до
конца 1944 года. В связи с налётами авиации
союзников выпуск машин пришлось прекратить.
Всего было выпущено 14276 штук. Производство
кюбельвагенов было прекращено только в 1948 году! Тип 82 и Тип 166 являлись
одними из самых массовых машин нацисткой
Германии. Эти машины повоевали на всех фронтах,
ни одной операции не обошлось
без их участия. Кюбельвагены и швимвагены
довольно массово использовались союзниками. В
Красной Армии о
кюбельвагене было не очень хорошее мнение, в
связи с чем он не получил особого
распространения. А вот о швимвагене отзывы были
весьма хорошие. Машину у нас любили и поэтому
швимвагенов у нас было довольно много. После окончания второй мировой войны несколько типов машин
производились для английской армии. Для
английской армии машины окрашивались в
тёмно-зелёный цвет,
принятый в английской армии. В
последствии они были заменены более
современными "Лендроверами". В 1948 году из заводских
ворот выкатили последнюю машину. Сборку я начал с двигателя (раз он есть в
комплекте - значит надо установить, не пропадать
же). Сборка трудностей не вызвала. Модель хорошо
проработана. С чертежами я модель сравнивать не
стал, мне было достаточно
что бы машина была похожа на себя. При сборке
сразу встал вопрос об окраске машины. Поскольку я
ещё не знал куда её использовать, то решил
сделать её тёмно-серой, без камуфляжа. Обивку сидений я покрасил в
хаки, что бы она не сливалась с корпусом.
Шпаклёвка потребовалась только в одном месте:
соединение верхней и нижней половин корпуса.
Запасное колесо решил не вклеивать, оно и так
хорошо держится, а при необходимости можно и
снять. Кронштейн крепления пулемёта (пулемёт
отсутствует) выполнен несколько упрощённо, но
это вина не фирмы (технология литья не позволяет
сделать лучше). Что бы не возится с ним я надел на
кронштейн каску. Поскольку в наборе
предполагались только машины
в поздней окраске мне пришлось подбирать
обозначения самостоятельно. Я остановил свой
выбор на машине санитарного взвода дивизии
панцергренадёров «Гроссдойчланд».
Номера и технические надписи
я взял из набора, а тактические и дивизионные
знаки - сухая декаль. Каску, надетую на
пулемётный кронштейн, я покрасил в белый цвет с
четырьмя красными крестами, изготовленными из
полос красного цвета, сухой декалью. Ремешок у каски я изготовил из полоски
магнитофонной ленты. Санитарную сумку, лопатки,
котелки, штык-ножи, противогазные коробки ,
сухарные сумки, и санитарные полуторалитровые
фляги были взяты из набора аксессуаров фирмы "Dragon" NO 3807. Каски были
взяты из разных наборов той же фирмы. Ремни, на которых были
подвешены фляги, противогазные коробки и
сухарные сумки , были изготовлены из
магнитофонной ленты и покрашены. Сухарные сумки
я повесил на дугу, за спинками передних сидений, а
фляги и противогазные коробки - на держатели для
винтовок (санитарам оружие не полагалось). Всё
остальное снаряжение я разложил на заднем
сидении и зафиксировал клеем " СуперМомент -
гель". Инструменты,
разложенные у открытого мотора, набор
фототравлёнки. Я сначала не
планировал устанавливать машину на
диораму но, увидев собранную модель, решил, что
такая машина должна стоять посреди русской грязи. Грязь
изготовил из "покрытия для имитации грунта",
купленного на Московском клубе стендового
моделизма. Основанием послужила обычная рамка
для фотографий из дерева. В рамку я вставил
основание из оргстекла и залил массой для
имитации грунта в два слоя. Первый слой нанёс на
2/3 толщины и хорошо высушил. Второй слой после
нанесения немного подсушил, а затем,
предварительно разметив расположение колёс,
оставил отпечатки танковых гусениц и
автомобильных колёс, а затем прокатал колею
колёсами от кюбельвагена (они совершенно
одинаковые), прокатив колесо сперва от края рамки до точки установки
переднего колеса, а затем от края рамки до точки
заднего колеса. В целях экономии имитатора
грунта первый слой можно заменить листом
оргстекла. После окончательной просушки
покрасил всю " глину " краской "мокрая
глина" фирмы " Du Pont". После просушки вся
поверхность стала матовой. Для придания
"мокрого вида" всю поверхность, кроме
бугров, я покрыл вторым слоем краски. Грязь на
колёсах, днище и под крыльями
я имитировал тем же
составом, нанеся его комками, и покрасил так же
как и основание. Теперь мне оставалось только
просверлить в колёсах отверстия и вставив туда
куски проволоки разметить и просверлить
отверстия в основании и установить модель. Теперь оставалось подобрать
" людей ". Фигура офицера была взята из
набора фирмы "Dragon" NO 6061 "German Feldgendarmerie" практически без изменений.
Пришлось только сточить ремешок от очков. Вторая
фигура была взята из
набора NO 6116
"Panzermeyer , LSSAH Division (Mariupol 1941) той же фирмы. У этой фигуры
пришлось немного изменить положение рук и
заменить голову в каске (каска лежит на заднем
сидении) на голову в пилотке. Про покраску фигур
написано много. Я не стал изобретать ничего
нового, поэтому не буду описывать этот процесс
ещё раз, лишь замечу, что при
покраске погон я
применил масляные краски (у медиков цвет погон
синий). Пряжки ремней я покрасил гелевой ручкой
серебристого цвета (ручка с эффектом лакировки).
После, просверлив отверстия и вставив в них
проволоку, я разметил и просверлил отверстия в
основании. Осталось только вложить водителю в
правую руку гаечный ключ и установить его так,
что бы он левой рукой держал крышку моторного
отсека и смотрел куда то вдаль, а офицера
установить у машины ожидающим конца ремонта. ... В марте 1943 года после
проведения удачного
наступления был снова занят
город Харьков. Красная армия была отброшена на 100
- 150 километров. Где то под Харьковом, на месте, где
недавно проходила линия фронта
экипаж санитарной машины заканчивает
ремонт двигателя. Офицер тревожно всматривается
в сторону ушедшего на восток фронта. Он не очень
доверяет обещаниям фюрера дойти до Москвы. Да ещё
водитель попался молодой, плохо разбирающийся в
моторах, поэтому ремонт может сильно затянутся.
Успеть бы добраться в часть до ужина. Россия…
Весна… |
|||
Вернутся назад | На главную страницу | ||
|
|||
©Корнев С.Г. 2004 |