logo.jpg (4355 bytes) zagolowok.gif (3657 bytes)

Fotoarmor@yandex.ru

Россия. Весна.

4 марта 1943 года под ударами  превосходящих сил противника войска левого крыла Воронежского фронта и  шестой армии Юго-Западного фронта были вынуждены оставить Харьков и отойти  на рубеж   Краснополье, Берёзов, Белгород и реки Северский Донец. Однако план по окружению и уничтожению советских войск  в районе Харькова и овладению стратегической инициативой немецкому командованию выполнить не удалось. Операция проводилась войсками  левого крыла Воронежского фронта и шестой армии Юго-Западного фронта.  В ходе операции было дополнительно введено управление 21-й армии, шесть дивизий, один танковый корпус. Харьковская оборонительная операция проводилась с 4 по 25 марта1943 года. Ширина фронта боевых действий составляла 200 - 240 километров. В ходе операции советским войскам пришлось отойти на 100 - 150 километров. Харьков был снова освобождён только в ходе операции "Румянцев" (Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции) - завершающей операции Курской битвы.

 В 1933 году на открытии Берлинского автосалона Гитлер предложил  создать малолитражный автомобиль, доступный каждой немецкой семье. Проект  был назван  "Volkswagen",что переводится как "народный автомобиль". В начале 1938 года были изготовлены первые экземпляры новой машины, в последствии более известной как  Фольксваген  " Жук ". Автомобиль имел трубчатую раму с несущим полом, переднюю ось, прикреплённую непосредственно к раме, задний мост с шарниром, торсионы, независимая подвеска, расположенный с зади   4-цилиндровый оппозитный двигатель рабочим объёмом 985 см.куб. и мощностью 24 лошадиные силы, двухдверный  кузов обтекаемой формы . Двери захлопывались назад . Автором нового автомобиля был Фердинанд Порше, во время войны разрабатывавший тяжёлые танки, а после основавший  фирму по производству спортивных автомобилей  "Порше".

26 мая 1938 года машину приняли к серийному производству под  названием  KdF - Wagen   (Kraft durch Freude - сила через радость). Машины имели кузова двух типов: кабриолет и седан, но кабриолет в серию не пошёл. Все машины окрашивались  тусклой серо-синей краской, в дальнейшем появились лакированные машины чёрного цвета с хромированными деталями.

1 сентября 1939 года, с началом боевых действий, выпуск гражданских автомобилей был полностью прекращён. Для нужд армии требовалась лёгкая, надёжная   машина с хорошей проходимостью,  упрощённым кузовом  дешёвая в производстве. За основу новой машины взяли проверенное шасси  KdF. Прежде всего увеличили дорожный просвет  и изменили передаточное число трансмиссии, введя дополнительную коробку передач на задней оси. При этом масса увеличилась на 750 кг. Кузов собрали из тонких жестяных листов, усиленных продольными выштамповками. Кузов имел четыре двери (передние открывались назад, а задние - вперёд), лобовое стекло, откидывающееся на капот   и откидную брезентовую крышу со съёмными боковинами на дверях. В задней части, над мотором, располагался ящик для инструментов. Запасное колесо располагалось на капоте, позже англичане на  своём "Лендровере" поступили также. Новая машина, готовая в декабре 1939 года, оснащалась тем же двигателем, что и гражданский  Kdf. Машина получила обозначение Тип - 82 или официально le. gl. Pkw-K  1 Typ 82, хотя  сейчас эта машина больше известна как "Кюбельваген" (kuebelewagen). В серию новая машина пошла весной 1940 года.

  На базе кюбельвагена было создано множество модификаций,   включая полугусеничный вариант Тип 155 и бутафорский танк Тип 823. Первый в серию так и не пошёл, а второй выпускался небольшой серией, причём он мог использоваться в качестве лёгкого бронеавтомобиля, оснащённого пулемётом.

 В апреле 1941 года в качестве замены мотоциклов, чья проходимость по бездорожью оставляла желать лучшего, утвердили амфибию Порше, получившую обозначение Typ 166 (le. Pkw. -K2s) Schwimmwagen . Уже в августе 1941 года начались дорожные испытания новой машины.

 После серии успешных испытаний  летом 1942 года начался выпуск новой амфибии.

  Тип 166 имел герметичный корытообразный корпус изготовленный из стального листа, лобовое стекло, откидывающееся на капот,  привод на все колёса, складную брезентовою крышу. Глушитель у машины был выведен наверх, что придавало машине необычный вид.  На плаву движение осуществлялось с помощью трёхлопастного винта, приводившегося в действие цепной передачей, отбиравшей   мощность на коленвале. При движении по суше винт, во избежании повреждений, откидывался вверх, на крышку моторного отсека и фиксировался в таком положении.  На швимвагене устанавливался двигатель рабочим объёмом 131 куб. см. и мощностью 12 лошадиных сил. Некоторые машины оснащались пулемётами. Швимваген очень хорошо держал дорогу  и по проходимости мало чем уступал гусеничным машинам. Лишь глубокий снег и грязь были для него труднопреодолимой преградой.

 Швимваген выпускался до конца 1944 года. В связи с налётами авиации союзников выпуск машин пришлось прекратить. Всего было выпущено 14276 штук. Производство кюбельвагенов было прекращено только в 1948 году!

 Тип 82 и Тип 166 являлись одними из самых массовых машин нацисткой Германии. Эти машины повоевали на всех фронтах, ни одной операции не  обошлось без их участия.

 Кюбельвагены и швимвагены довольно массово использовались союзниками. В Красной  Армии о кюбельвагене было не очень хорошее мнение, в связи с чем он не получил особого распространения. А вот о швимвагене отзывы были весьма хорошие. Машину у нас любили и поэтому швимвагенов у нас было довольно много.

 После окончания  второй мировой войны  несколько типов машин производились для английской армии. Для английской армии машины окрашивались в тёмно-зелёный  цвет, принятый в английской армии.  В последствии они были заменены более современными "Лендроверами".   В 1948 году из заводских ворот выкатили последнюю машину. Швимваген  я вообще то покупать не планировал. Но увидев модель фирмы Tamiya NO 35224, да ещё и за такую смешную цену (за ПОЛОВИНУ цены. Распродажа!) решил взять ради фигуры водителя. Качество модели выше всяких похвал. Модель имела подробную деталировку. В отличие от модели кюбельвагена, где двигатель давался отдельным набором, тут мотор входил в набор. Фигурка водителя была просто великолепна: лихой парень в расстёгнутом кителе (и это в марте, в России!).

 Сборку я начал  с двигателя (раз он есть в комплекте - значит надо установить, не пропадать же). Сборка трудностей не вызвала. Модель хорошо проработана. С чертежами я модель сравнивать не стал, мне было  достаточно что бы машина была похожа на себя. При сборке сразу встал вопрос об окраске машины. Поскольку я ещё не знал куда её использовать, то решил сделать её тёмно-серой, без камуфляжа.  Обивку сидений я покрасил в хаки, что бы она не сливалась с корпусом. Шпаклёвка потребовалась только в одном месте: соединение верхней и нижней половин корпуса. Запасное колесо решил не вклеивать, оно и так хорошо держится, а при необходимости можно и снять. Кронштейн крепления пулемёта (пулемёт отсутствует) выполнен несколько упрощённо, но это вина не фирмы (технология литья не позволяет сделать лучше). Что бы не возится с ним я надел на кронштейн каску. Поскольку в наборе предполагались только  машины в поздней окраске мне пришлось подбирать обозначения самостоятельно. Я остановил свой выбор на машине санитарного взвода дивизии панцергренадёров  «Гроссдойчланд». Номера и технические  надписи я взял из набора, а тактические и дивизионные знаки  - сухая декаль.  Каску, надетую на пулемётный кронштейн, я покрасил в белый цвет с четырьмя красными крестами, изготовленными из полос красного цвета, сухой декалью.  Ремешок у каски я изготовил  из  полоски магнитофонной ленты. Санитарную сумку, лопатки, котелки, штык-ножи, противогазные коробки , сухарные сумки, и санитарные полуторалитровые фляги были взяты из набора аксессуаров фирмы "Dragon" NO 3807. Каски были взяты из разных наборов той же фирмы.  Ремни, на которых были подвешены фляги, противогазные коробки и сухарные сумки , были изготовлены из магнитофонной ленты и покрашены. Сухарные сумки я повесил на дугу, за спинками передних сидений, а фляги и противогазные коробки - на держатели для винтовок (санитарам оружие не полагалось). Всё остальное снаряжение я разложил на заднем сидении и зафиксировал клеем " СуперМомент - гель".  Инструменты, разложенные у открытого мотора, набор фототравлёнки.

 Я сначала не   планировал устанавливать машину на диораму но, увидев собранную модель, решил, что такая машина должна стоять посреди  русской грязи. Грязь изготовил из "покрытия для имитации грунта", купленного на Московском клубе стендового моделизма. Основанием послужила обычная рамка для фотографий из дерева. В рамку я вставил основание из оргстекла и залил массой для имитации грунта в два слоя. Первый слой нанёс на 2/3 толщины и хорошо высушил. Второй слой после нанесения немного подсушил, а затем, предварительно разметив расположение колёс, оставил отпечатки танковых гусениц и автомобильных колёс, а затем прокатал колею колёсами от кюбельвагена (они совершенно одинаковые), прокатив колесо сперва  от края рамки  до точки установки переднего колеса, а затем от края рамки до точки заднего колеса. В целях экономии имитатора грунта первый слой можно заменить листом оргстекла. После окончательной просушки покрасил всю " глину " краской "мокрая глина" фирмы " Du Pont". После просушки вся поверхность стала матовой. Для придания "мокрого вида" всю поверхность, кроме бугров, я покрыл вторым слоем краски. Грязь на колёсах, днище и под крыльями  я имитировал  тем же составом, нанеся его комками, и покрасил так же как и основание. Теперь мне оставалось только просверлить в колёсах отверстия и вставив туда куски проволоки разметить и просверлить отверстия в основании и установить модель.

 Теперь оставалось подобрать " людей ". Фигура офицера была взята из набора фирмы "Dragon" NO 6061 "German Feldgendarmerie" практически без изменений. Пришлось только сточить ремешок от очков. Вторая фигура  была взята из набора NO 6116 "Panzermeyer , LSSAH Division (Mariupol 1941) той же фирмы. У этой фигуры пришлось немного изменить положение рук и заменить голову в каске (каска лежит на заднем сидении) на голову в пилотке. Про покраску фигур написано много. Я не стал изобретать ничего нового, поэтому не буду описывать этот процесс ещё раз,  лишь замечу,  что  при покраске погон  я применил масляные краски (у медиков цвет погон синий). Пряжки ремней я покрасил гелевой ручкой серебристого цвета (ручка с эффектом лакировки).   После, просверлив отверстия и вставив в них проволоку, я разметил и просверлил отверстия в основании. Осталось только вложить водителю в правую руку гаечный ключ и установить его так, что бы он левой рукой держал крышку моторного отсека и смотрел куда то вдаль, а офицера установить у машины ожидающим конца ремонта.

  ... В марте 1943 года после проведения  удачного наступления был снова  занят город Харьков. Красная армия была отброшена на 100 - 150 километров. Где то под Харьковом, на месте, где недавно проходила линия фронта   экипаж санитарной машины заканчивает ремонт двигателя. Офицер тревожно всматривается в сторону ушедшего на восток фронта. Он не очень доверяет обещаниям фюрера дойти до Москвы. Да ещё водитель попался молодой, плохо разбирающийся в моторах, поэтому ремонт может сильно затянутся. Успеть бы добраться в часть до ужина. Россия… Весна…

Вернутся назад На главную страницу
Steiner-CD. Модельная литература на CD.  

 

 

Photoka gallery.

©Корнев С.Г. 2004

Hosted by uCoz