logo.jpg (4355 bytes) zagolowok.gif (3657 bytes)

Fotoarmor@yandex.ru

 

НОВЫЕ МТ-ЛБ.

 

  

В конце 50-х годов в КБ Харьковского тракторного завода была начата разработка артиллерийского тягача "объект 6". В 1964 году многоцелевой транспортёр - лёгкий бронированный или МТ-ЛБ был принят на вооружение. МТ-ЛБ предназначался в первую очередь как тягач для буксировки 100мм пушек БС-3 и МТ-12"Рапира". Машины также использовались для перевозки до 2-х тонн груза и буксировки прицепа массой до 6,5 тонн, а также как санитарный     транспорт. Для северных и заболоченных районов был создан   МТ-ЛБв-снегоболотоходный вариант с расширенными с 350 до 570 мм гусеницами и гидродинамическими и грязевыми щитками. Часто, особенно в северных и дальневосточных районах,  МТ-ЛБ и МТ-ЛБв использовались в мотострелковых дивизиях  вместо БТРов. На таких машинах вместо поворотной башенки ТКБ-01 устанавливался бронеколпак с крупнокалиберным пулемётом НСВТ. В войсках машина пользовалась заслуженным уважением и любовью.

 На базе МТ-ЛБ было создано множество машин: 9А34 и 9А35 Стрела-10, 9М144 Штурм-С,  СНАР-10, МТП-ЛБ, 1В13, 1В14, 1В15, 1В16, РХМ "Кашалот", 9С80 "Овод-М-СВ", 9С80-1 "Сборка", 9С737 "Ранжир", 1Л219 "Зоопарк", КДХР-1Н "Даль" и самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика".

 МТ-ЛБ хорошо показал себя в вооруженных конфликтах и локальных войнах. Наверное, единственный недостаток этих машин - это слабое вооружение, хотя для артиллерийского тягача этого вооружения  вполне хватало. В 2000 году этот недостаток был устранён: на ОАО "Муромтепловоз",  предприятии, проводившем капремонт МТ-ЛБ, были выпущены 2 новые машины. Точнее 2 варианта модернизации МТ-ЛБ - МТ-ЛБ6МА и МТ-ЛБ6МБ. В первом варианте устанавливается боевое отделении  БПУ-1 от БТР-80 , а во втором - башня, разработанная по теме "Буйность" от БТР-80А. Обе машины были показаны на выставке в Нижнем Тагиле "УРАЛ ЭКСПО АРМС 2000 , где хорошо себя показали.

 В 2000 году фирма "СКИФ" выпустила долгожданную  модель МТ-ЛБ в 35 масштабе.  В 2002 году фирмой "Навигатор" были выпущены конверсионные наборы "МТ-ЛБ6МА" и "МТ-ЛБ6МБ". Наборы состояли из башенной установки, нового верхнего листа, заглушки на место старой башни  и  люков.

 Сборку моделей я начал с корпуса, собрав по инструкции, заменив только верхний лист на новый.  Поскольку на моих моделях все люки приклеивались в закрытом положении интерьер вклеивать я не стал. При установке нового верхнего листа мне потребовалась шпаклёвка. Практически всю мелочёвка на корпусе мне пришлось изготавливать из  толстой алюмминевой  фольги и литников самому, сверяясь с фотографиями из "Танкомастера» № 4/2000 и из личного архива.  Смотровые приборы механника-водителя и командира пришлось закрыть заглушками из тонкого полистирола. У передних верхних  люков пришлось добавить перескопоы, отлив их из эпоксидной смолы в пластилиновую форму, выполненную с перископов на модели. Все скобы на корпусе были изготовлены из проволоки подходящего диаметра. На правой задней двери отсутствовал прибор наблюдения, который надо прорезать по шаблону резаком. Вместо шаблона можно использовать смотровой прибор мехаика-водителя или командира  выполненный методом фототравления. Ручки на задних дверях мною были срезаны и изготовлены заново из проволоки. Две прямоугольные заглушки, розетка и пневматический кран на заднем   листе были изготовлены из тонкого  листового полстирола и  литников. Кронштейн задних габаритных фонарей на модели даются неправильно. Срезав кронштейны с корпуса, я просверлил на их месте отверстия и вставил в них куски проволоки диаметром 2 мм. Затем из толстой фольги были вырезаны два прямоугольника и выгнуты буквой «Г». На широкой стороне разместились по два габаритных огня. После чего вся конструкция была приклеена мной к торцам проволоки. На виде сзади хорошо видна конструкция задних габаритных огней. Ограждения передних  фар из набора меня не устраивало. На реальной машине оно выглядело совершенно по-другому. Новый кронштейн передних фар я вырезал из толстой алюминиевой фольги и выгнул на прямоугольном металлическом бруске. Ограждение фар я выгнул из проволоки диаметром 0,8 мм. Готовый кронштейн приклеил к корпусу клеем Супер Момент и просверлил сверлом 0,8 мм два отверстия в передней стенке ограждения и одно отверстие в корпусе. Затем вставил основную часть ограждения и зафиксировал клеем, после чего приклеил центральную часть ограждения. В наборе почему-то на передних фарах их даётся только два, как  на "Стреле - 10 ". На МТ-ЛБ передних габаритных  фонарей было четыре. Располагались они по две штуки чуть сдвинутыми относительно основных фар. Недостающие два габаритных фонаря были взяты из набора БТР-70 фирмы "Dragon". Гидродинамические решетки в наборе абсолютно не похожи на себя. Сейчас появился набор фототравления для МТ-ЛБ где эти решётки даются правильными, а когда я собирал модели такого набора ещё не существовало. Я попытался изготовить их самостоятельно из толстой алюмминевой фольги, но не имея точных размеров решётки не смог точно рассчитать размеры самостоятельно. Поэтому новые я делать не стал,  так как  их часто снимали, а крепления под них вырезал из толстой фольги, выгнул  и просверлил отверстия для крепления решеток. Правда позже я все-таки смог воспроизвести всё это великолепие, но на готовые модели устанавливать уже не стал. Тросы  сделал из толстой нитки, так они выглядят более натурально, и вклеил в коуши из набора. Кронштейн  фары-прожектора  изготовил из проволоки, вставив её в просверленное отверстие. Саму фару сделал из обточенной фары от ЗИС-151 фирмы "Звезда" так как нормально фары фирмы Эльф у меня в тот момент не оказалось. Фару от ЗИСа я наклеил на кусок литника, затем литник зажал в патрон микродрели и обточил заднюю часть фары. Затем основные фары  рассверлил и вставил отражатель из тонкой фольги от конденсатора, а стёкла залил жидким стеклом. Ввиду отсутствия информации по кронштейну зеркала, я его не стал делать. Защитные щитки  смотровых окон механика-водителя и командира машины я сделал в закрытом виде, поэтому сами окна дорабатывать (вырезать пластик и вставлять «стекло») я не стал. Грибок воздухозаборника на крышке моторного отсека у этих модификаций был другой. Новый грибок мне пришлось выточить из куска полистирола. На модели почему-то полностью отсутствовала антенна. Антенну мне пришлось делать самостоятельно. Толстую часть антенного вывода я выточил в микродрели из литника, а тонкую изготовил из проволоки. Площадку для установки антенного вывода я изготовил из литника и установлен в рассверленное отверстие. Лючок воздухозаборника вентиляции боевого отделения я срезал и показал расшивкой в закрытом положении. Жалюзи выхлопной трубы я особо дорабатывать не стал, а просто показал их в закрытом положении с помощью расшивки.  Все поручни на моделях были выгнуты из проволоки. Заглушка смотрового прибора в десантном отделении (в наборе даётся из белого металла) была мною отрезана от перископа и заменена на новую,  вырезанную из тонкого полистирола. В остальном сборка базы прошла без особых проблем. Не буду повторятся в описании так, как описание этой модели уже было на страницах журнала.

  Башни обеих моделей собираются без проблем. На МТ-ЛБ 6МА стояла башня от БТР-80. В наборе от Навигатора даётся башня, отлитая из полиуитановой смолы с деталями (ствол пулемёта КПВТ и некоторые другие мелкие детали) из белого металла. По внешнему виду и членению деталей башня очень похожа на башню из набора БТР-80 Dragon (Italeri, Звезда). Главное отличие от модели башни БТР-80 это наличие инфракрасного прожектора над пулемётом. Собирается башня неплохо, хотя кое-где потребуется шпаклёвка. У модуля "Буйность" ствол  30 мм пушки мною был заменён на точёный так, как ствол из набора был неправильный и в сечении был овальный. Когда я собирал БТР-80А (башни в обоих наборах одинаковые) корпус башни был монолитный, одной деталью, без пустоты, поэтому мне пришлось рассверливать отверстие под гидроцилиндр вертикальной наводки вооружения. В наборе МТ-ЛБ-6МБ корпус башни собирался из двух частей (верхняя часть и посадочное кольцо, а внутри пустота) поэтому мне дорабатывать башню практически не пришлось.  На башне МТ-ЛБ 6МБ можно было сделать защитный чехол поршня вертикальной наводки вооружения, но я не стал его делать, оставив пушку и пулемёт подвижными. Выступы на нижней части башни, изображающие скобы для крепления брезентового чехла башни,  нужно убрать, так как на машине они отсутствуют. Полукруглый щиток-отражатель стреляных гильз слева от пушки я срезал и приклеил новый, выгнутый из толстой фольги. Окно гильзовыбрасывателя пулемета мне пришлось рассверлить и углубить. Окрашивались обе модели в стандартный 3-х цветный камуфляж. Чтобы хоть как-то разнообразить модели я нанес пятна не совсем одинаково. После покраски я надел гусеницы (можно был бы виниловые из набора заменить на наборные из белого металла, но у меня уже не было на это времени), сымитировал  провис, прихватив верхнюю ветку гусеницы к каткам "Супер Моментом".  Гусеницы были покрашены под Кузбасс-лак.  Следов эксплуатации я наносить не стал, так как делал новые, выставочные машины.

 Когда модели были готовы мне осталось только установить на подставки и накрыть прозрачными колпаками.

 PS. Изначально данные модели предназначались для ОАО "Муромтепловоз" как выставочные экземпляры. Этим обстоятельством объясняется то, что я делал модели без следов эксплуатации вообще. По каким-то причинам завод не захотел иметь такие модели и модели остались у меня.  После пребывания на выставке (не модельной) и транспортировки  модели нуждались в ремонте. Некоторые детали по дороге были потеряны. На фотографиях модели после ремонта, поэтому некоторые детали отсутствуют.  

     Материалы: МТ-ЛБ  "Скиф", конверсионные наборы   МТ-ЛБ 6МА  и МТ-ЛБ 6МБ "Навигатор", краски №317, 357 , 356 , 613 , 608 "DU-PONT" толстая алюминиевая фольга, тонкий  листовой полистирол и проволока.

     Литература: "Танкомастер"  №№ 4 . 2000 , 2 . 2001 , 3 , 2001; личный фотоархив.

 

                                                                                                             Корнев Сергей  Григорьевич.

Фотографии.

©Корнев С.Г. 2004

Hosted by uCoz